Инвестиции в персонал

Товарищи курсанты! Учёные полагают, что процесс превращения обезьяны в человека занял 8 миллионов лет. У вас всего 8 месяцев, но путь, который предстоит пройти вам, не менее грандиозен. Великий Мудрец в звании Гвардии Капитана Вложение средств в обучение персонала, в его подготовку, в повышение эффективности его работы может быть самым эффективным вложением средств, потому что подготовленный и натренированный персонал сможет дать прибыль, многократно перекрывающую стоимость его обучения и тренировки. Инвестиции в персонал могут быть бездарно выброшенными на ветер деньгами, если получив знания и натренировав возможности, сотрудники уходят из компании или же, не покидая её, начинают работать не на компанию, а на себя. В России инвестиции в персонал первым начал делать Пётр I. Обучал за границей сотрудников ЗАО «Россия». Привлекал зарубежных специалистов, топ-менеджеров и тренеров. После чего ЗАО «Россия» вышла на самые передовые рубежи. Интернет, рекламные издания пестрят несметным количеством объявлений типа «Обучим ваш персонал». Читая каждое объявление, если, конечно, оно грамотно составлено, каждый руководитель будет понимать: «Да! Это именно то, что нужно для моего персонала!» Тренинги, семинары, курсы повышения, улучшения, расширения – несть им числа. Плюсы обучений очевидны. Обучение у хорошего психо- или бизнес-тренера позволит добиться личностного роста персонала, повысит эффективность использования «человеческого фактора». Отладить механизмы общения, укрепить корпоративную культуру. Минусы тоже очевидны – у персонала завышается самооценка, появляется возможность сваливать свои погрешности в работе на преподавателей, «нас так научили», «после этого семинара всё так запуталось» и т.п. Появляется мнение, что на данной компании свет клином не сошёлся. Персонал теряет лояльность и надёжность. Так стоит ли тратить деньги на дополнительное обучение персонала или нет? А если и стоит обучать, то кого? Топ-менеджмент, среднее звено или прочих? Это каждый руководитель определят для себя сам. Почему-то везде предлагается путь и опыт западных компаний. И в большинстве случаев нет того понимания, что для России этот опыт совершенно неприемлем. Один крупный специалист по персоналу зарубежной компании – транснационального монстра, едва не плача, говорил автору этих строк: «Мы создали им (специалистам российского отделения) идеальные условия для работы. Установили высокую зарплату, а они в конце для говорят: ну что, по кружке пива после каторги? А про тренинговый центр компании: ну что, пошли в шапито? А после зарубежного семинара по повышению квалификации сделали вывод: лучше бы денег дали или на море свозили». Не растёт на воде хлеб. На воде растёт рис. Не везде нужно метать бисер, но почти всегда лучше метать просо. Как решить, нужно ли вкладывать деньги в обучение персонала или не нужно? А в семье? Нужно и заставлять жену учиться готовить? Или лучше взять в жёны ту, которая готовить уже умеет? А посему западный путь в российских условиях не взрастает. Да и на западе, в связи с восточным нашествием, потихоньку чахнет. Путь развития персонала иной, и повышение степени лояльности, и эмоциональный якорь, и Миссия компании, и Миссия каждого его сотрудника – вот это и есть начало. Всё – от логотипа, эмблемы компании до ежедневных корпоративных ритуалов формируют цели и принципы развития персонала. И вот тут скупиться на инвестиции в персонал нельзя, ибо скупой, как известно, платит дважды. А иногда и трижды. Но это уже СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ…