Роль психологического тренинга в развитии личности педагога и его успешной деятельности

Доклад В.Шлахтера на Всероссийской конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность»

Идеальный преподаватель - это "гранитная глыба", всегда спокойный, с улыбкой на лице, готовый в любой момент ответить на каверзные вопросы учеников.  Развитие психической устойчивости - один из ключевых аспектов психлогической подготовки любого преподавателя.
8 декабря 2005 г. Вадим Шлахтер представил свой  доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность», посвященной 208 годовщине психологической подготовки педагогов и 80-летию кафедры психологии, которая проводится под эгидой  Министерства Науки и Образования РФ, Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования и Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена .   Добрый день, дорогие коллеги! Я хотел бы сказать несколько слов о роли психологических тренингов в подготовке педагога. Именно роль, а не значение психологических тренингов. Прежде всего, коллеги, работа педагога – это мощнейший стресс-фактор, это непрерывный стресс-фактор. Все наши педагоги находятся в сильнейшем непрерывном стрессе. В свое время, когда я проходил практику в Сербского, наш Завотделением говорил: «Вы думаете шизофрения не заразна? Мы просто еще не выявили вирус». Происходит явление индукции или нейроинфекции. Можно ли детей, подростков назвать стабильными, устойчивыми, состоявшимися личностями? Конечно же, нет. Все они психически неустойчивы, нестабильны и мечутся одни из одного психического состояния в другое – из крайней степени высокой самооценки в крайнюю степень низкой самооценки – вот состояние метания любого подростка. Это нормально, это период развития. Но ведь педагог без психической защиты находится среди них. И количество стресс-факторов у педагога просто никто не считал. Общее мнение таково, что на первом среди самых подверженных стрессам работников – авиадиспетчеры. Это не так, на первом месте педагоги. И здесь роль психотренингов выходит на первый план. На мой взгляд, ролевые тренинги – это основа любой психологической подготовки. Без ролевой игры не эффективны никакие знания, никакие отдельные умения. Именно ролевая подготовка. Плюс есть еще один очень важный раздел – это метафорическая подготовка, метафорические тренинги. Идеальный педагог в моем понимании – это «бетонная плита», абсолютно непрошибаемая, с улыбкой на лице и с ровным, спокойным отношением к детям. Много таких педагогов мы знаем? Увы. А почему? На мой взгляд, потому, что очень мало идет работы с психической устойчивостью. Когда мы готовили сотрудников деловой разведки и специалистов вооруженных сил, за основу работы, прежде всего, брали именно увеличение степени психической устойчивости. Именно высокая степень психической устойчивости, т.е. противостояние стресс-фактору – основная задача психологического тренинга для педагога. Среди профессиональных заболеваний педагогов, и различные неврозы, и всевозможные психопатические состояния, плюс всевозможные психосоматические нарушения. Однажды мы провели анализ одной из школ, я не буду называть эту школу. Мы выявили психосоматические нарушения у всех педагогов, кроме преподавателя физкультуры. Это единственный преподаватель, у которого с психосоматикой все в порядке, потому что он постоянно находится в движении. Мы провели комплексное обследование, у нас есть такая возможность привлечь хороших врачей и провести комплексное обследование. Мы подготовили доклад, но к сожалению он никого не заинтересовал из тех, кого мы хотели заинтересовать – управляющую группу нашего региона и страны. Основной момент восприятия педагога – как дети воспринимают педагога? Это, прежде всего, его высокая харизматичность, это, прежде всего, его высокая степень активности. Но весь окружающий мир действительности стремится занизить самооценку педагога. У нас разве педагоги самая высоко оплачиваемая категория населения? Отнюдь. Какие существуют способы повешения самооценки? Один самый простой, но, к сожалению, невозможный, это поставить зарплату педагогу на уровне среднего vip-служащего банка. Самооценка педагога сразу поднимется на несколько пунктов. Но если такой возможности нет, как еще можно поднять самооценку педагога? Безусловно, психологическими тренингами. В педагоги как правило идут люди, уже имеющие внутреннюю установку «Я-Учитель». Были Учителя и в Древней Греции, были Учителя и в Древнем Востоке. Если человек идет заниматься педагогикой, значит установка «Я-учитель» у него уже есть, значит он уже к этому готов внутренне. Теперь при помощи психотренингов необходимо осуществить программу повышения самооценки педагогов. Первая ее часть – формирование у педагогов самоощущение Элиты. Второе – на основе широких коммуникационных связей распространить и усилить это самоощущение Элиты между педагогами. Возможно, это звучит кощунственно, с точки зрения гуманистической психологии. Эти мероприятия поднимут самооценку. Но первостепенный момент закладывается только через психологические тренинги. А главное, дорогие друзья, мы не заметили, как мы пришли в новую эпоху. Это характеризуется появлением сотовых телефонов. Всегда в любой момент человека можно найти. Второе – это Интернет, глобализация. Кто в прошлом веке мог поговорить, например, с группой японских рабочих? А сейчас это легко можно сделать. Кто в прошлом веке мог представить, что треть учеников в классе будут уроженцами другого региона с другой культурой, с исламскими традициями, например? При столкновении традиций культур неразвитой и развитой, неразвитая культура всегда окажется сильней. Это все равно, что смешать яд и чистую воду. Капля яда навсегда отравит чистую воду и сделает ее непригодной для питья. Поэтому более низко организованная традиция всегда победит. И те ролевые игры, психологические тренинги и установки, которые даются педагогам, должны быть ориентированы на их работу с более низкой организованной традицией. Сейчас мы готовим программу в нашем Тренинговом центре совместно с Всероссийской тренинговой компанией, с несколькими другими. Мигранты приносят пользу стране только тогда, когда они ассимилируются, иначе это выстраивание «пятой колонны», говоря военным языком – выстраивание «пятой колонны» в тылу. Это события в Нальчике, это многое другое. Для того, чтобы это была не «пятая колонна», а усиление автохронов должна происходить ассимиляция. Основа ассимиляции – это работа педагога. У нас нет четкой ассоциации тренеров в стране. Нет какой-то более-менее серьезной организации, которая объединила бы всех психологов-тренеров. Лишь можно собираться на конференциях, на встречах общаться с другими тренерами. Можно было бы составить программу подъема этой низкоорганизованной сущности до высоко организованной. Так вот борьба со стресс-факторами, подъем харизматичности педагога. Я достаточно много в свое время наблюдал за различными педагогическими коллективами. Как могут дети адекватно воспринимать слова человека, который ходит ссутулившись, который имеет на лице унылое выражение? Над всем этим надо работать. Еще раньше два мудрых психолога определили, что комплексы у нас не только, как дедушка Фрейд говорил, только в мозгу, комплексы у нас на лице – опущенные уголки губ, напряжение лицевых мышц – это проявление наших комплексов. Комплексы у нас в положении спины и шеи, комплексы у нас в положении плеч и рук, комплексы у нас в походке. От того, как мы работаем со своей психикой, напрямую будет зависеть то, как нас воспринимают учащиеся. Это примерно десятая часть того, что я хотел вам рассказать, дорогие кол леги, но регламент. Не так часто мне доводится беседовать именно с коллегами по педагогической психологии, больше с тренерами.